Археологический детектив - курган ШамшиЭто было в начале августа 1958 г. На ничем не примечательном поле на правом берегу р. Шамши в Чуйской долине колхозники убирали урожай. Так должно было быть. Но так не было. А было вот как... Люди спрыгнули в провал, разгребали руками землю, хватали драгоценности, срывали с костей диадему, браслеты, перстни. Потом, как «честные» люди и «добрые» односельчане, сложили бесценные сокровища в кучу и честно разделили на четыре части (по числу участников ограбления). Воистину «люди гибнут за металл... » Так бы и пропало сокровище, законное достояние республики, превратившись в безвкусные побрякушки или зубные протезы. Но шила в мешке не утаишь. Нашелся-таки гражданин, который сообщил о находке. Оперативная, тонкая психологическая работа сотрудников МВД и ученых из АН республики спасли шамшинские находки. Вскоре после умной индивидуальной беседы с каждым «счастливчики» добровольно и полностью сдали награбленное. Много лет спустя автору пришлось вести раскопки поблизости от знаменитого шамшинского кургана. Судьба неожиданно свела археолога и невольного грабителя кургана. Он сам рассказал о случившемся. По его словам, если бы он знал законодательство, то немедленно сдал бы сокровища государству. Кроме того, он полагал, что открыл не древние произведения искусства уникальной научной ценности, а погребение бая времен коллективизации. Отсюда вывод: настоятельно необходимо усилить популярное разъяснение как законодательства относительно памятников истории и культуры, так и пропаганду самих памятников. Что же удалось выяснить ученым, которые, конечно, не по своей вине, прибыли очень поздно? В дообследовании кургана Шамши принимали участие П.Н.Кожемяко и Д.Ф.Винник. Ученые провели опрос участников находки и раскопали остатки погребения. Выяснилось, что на этом поле была большая группа курганов, которые в 1956 г. были снесены для расширения пахоты (грубое нарушение советского законодательства. Необходимо было предварительно создать условия для изучения курганов археологами). Курган Шамши был примерно 20 м диаметром и 2 м высотой. Погребальное сооружение состояло из ямоподобного дромоса. Вход в катакомбу находился в длинной стенке ямы и был заложен тремя крупными валунами. Катакомба располагалась параллельно дромосу. Согласно нашей классификации, по конструкции погребального сооружения курган принадлежал к Кызартскому типу Айгырджальской группы. Погребение было совершено в деревянном гробу из тонких досок, которые скреплялись бронзовыми скобами. Скелет женщины лежал на спине в вытянутом положении. Череп был подвергнут прижизненной искусственной деформации. Почти все золотые изделия находились в области черепа и грудной клетки. В ногах вне гроба стоял бронзовый казан с закопченной поверхностью. Вне гроба располагались: конская сбруя, кости барана, глиняный кувшин и другие вещи. Все находки были тщательно описаны П.Н. Кожемяко и И.К. Кожомбердиевым. Здесь сознательно до минимума сокращено описание лишь небольшого числа шамшинской коллекции, чтобы не превратить его в унылый перечень, который с интересом прочтут только специалисты. Изделия из золота. Лицевая маска из цельного листа золота. Глазные яблоки обозначены крупными светло-желтыми сердоликами. Острый прямой нос приклепан, рот обозначен вдавленным желобком. На лице проколами (имитация татуировки?) обозначен орнамент в виде трех стилизованных елочек. Круглодонная чашечка с петлеобразной вертикальной ручкой. Имеет следы грубого ремонта. Диадема (головной убор) очень сложной конструкции из множества составных частей. В основе ее круглый серебряный обруч, украшенный янтарями. Вверх от обруча, образуя полусферу и смыкаясь вверху, шли полоски из золота. Вниз от обруча свисало свыше 60-ти цилиндрических подвесок. Медальон с цепочками сложной работы, в центре которого погрудное изображение женщины, вырезанное из красного граната. Ожерелье, в котором чередуются золотые подвески в виде древесного листа и вставленные в оправу темно-красные гранаты. Три типа парных составных подвесок с перегородчатыми оправами и зернью (6 штук). Два совершенно одинаковых перстня. По внешнему ободку кольца напаяны по краям сплетенные из двух проволочек жгутики. Щиток перстней с тремя вставками из гранатов, окруженных зернью. Четыре пустотелых шарика, поверхность которых покрыта круглыми ячейками из напаянных золотых полосок. Шарики имеют сквозные отверстия для подвешивания. Два таких же шарика, но ячейки выполнены в виде восьмерки. Изделия из серебра. Кожаный пояс с двумя пряжками. Все полотно пояса украшено рядами пластин и гвоздиков с полусферическими шляпками, которые образуют сложный орнамент. Две цилиндрические коробочки с крышками. Круглая бляшка с поясками зерни и янтарных вставок. Свыше 30-ти круглых бляшек с вставками из красного стекла. Туалетная ложечка с круглым в плане резервуаром и длинной ручкой. Музыкальный инструмент (?) с грифом, обложен листовым серебром с гравировкой. На запястьях женщины было надето 8 браслетов, сделанных из цельных кусков дымчатого, матового и различных тонов коричневатого нефрита. На этом уместно закончить перечень личных украшений и предметов быта знатной кочевой дамы V в. из Шамши, который даже в очень сокращенном варианте напоминает инвентаризационную опись сокровищ пещеры Али-Бабы. А ведь в кургане была найдена еще и роскошная конская упряжь, орнаментированная множеством украшений художественной работы из бронзы, серебра, серебра с позолотой и самоцветов, части шелковых одеяний, предметы неизвестного назначения. Шамшинская находка - не единственная в Киргизии. Подобные изделия найдены И.К. Кожомбердиевым в долине Кетмень-Тюбе, в Таласе, Ю.Д.Баруздиным и А.К.Абетековым - на Алае, К.И.Ташбаевой - на Центральном Тянь-Шане. Сейчас благодаря трудам киргизских археологов в Историческом музее г.Бишкек собрана одна из богатейших коллекций украшений кочевников этого времени. Она лишь немногим уступает знаменитому собранию в Эрмитаже. П.Н.Кожемяко и Д.Ф.Винник сдали находки в Исторический музей г.Фрунзе, где они и хранятся «за семью печатями». Но на стендах музея их не увидишь. Полная публикация этих сокровищ пока не состоялась. О них знает только узкий круг специалистов. Извлеченные из земли редчайшие ценности оказались погребенными в тяжелых сейфах музея. Настала пора выставить киргизское археологическое художественное золото, разумеется, с полной гарантией сохранности, для широкого обозрения. Это достояние республики должно на деле стать духовным достоянием наших современников.
|