Раздел: Беременность
Развиваемся до рождения
опубликовано - 28.10.2011/2011+5508г.
просмотров - 14408
шрифт -
С помощью новейших методик ученые выяснили, что ребенок в животике у мамы начинает реагировать на звуки. Он обладает также тактильной чувствительностью. И этим стоит воспользоваться!

Взгляды на то, что представляют из себя неродившияся младенцы в последние десятилетия кардинально поменялись. Еще до недавнего времени считалось, что они ничего не чувствуют, не слышат, не видят, не воспринимают. Как оказалось, это далеко не так.
Что умеет кроха
Ученые выяснили, что уже с 14 недель внутриутробной жизни ребенок реагирует на звуки, а после 28-й недели слышит даже во время сна. Еще раньше, в 6—7 недель, кроха уже обладает тактильной чувствительностью. Исследователи отмечали, что во время проведения процедуры амниоцентеза ребенок старается спрятаться либо нападает на иглу, с 15 недель кроха реагирует на изменение вкуса околоплодных вод... В 20—22 дня у него регистрируют сердцебиение, а в 44 дня — электрическую активность мозга. Послойная организация мозга и его способность вырабатывать биологически активные вещества (адреналин, серотонин, эндорфин и другие) полностью соответствует мозгу взрослого человека уже к 24 неделям.
Существуют внутриутробные фотографии 29-недельного малыша, который улыбается, и съемки 19-недельного крошки мини-камерой, которую он прикрывает ручкой, поскольку его беспокоит луч света.
Экспериментально доказано, что при изменении эмоционального состояния мамы (например, когда она прослушивает музыкальные отрывки) меняется и состояние ребенка (частота его пульса, характер движений). И происходит это мгновенно (кровь не движется, а гормоны не вырабатываются с такой скоростью).
Эмоционально!
Учитывая все перечисленное, остается только предположить, что обмен информацией между мамой и малышом осуществляется и на эмоционально-волновом уровне. Поэтому очень важно, чтобы мама «эмоционально» воспитывала ребенка и получала от упражнений удовольствие.
Малыши в животике — очень благодарные ученики. Известно, например, немало случаев, когда дети шевелятся в такт музыке. Или толкаются — именно в том месте, где папа гладит мамин живот...
Но вот вопрос — что может дать воспитание и развитие до рождения?
Малыши, мамы которых регулярно прослушивали музыкальные отрывки, рождаются с абсолютным слухом. Интересно, что такие дети начинают говорить раньше своих сверстников.
Если с младенцем разговаривали в период беременности, он, едва появившись на свет, узнает голоса родителей, «помнит» сказки, которые ему читали в утробе. Такие дети спокойнее и улыбчивее в первые месяцы после рождения, быстрее прибавляют в весе, лучше спят.
Больше света!
Вы тоже решили заняться воспитанием своего пока не родившегося крохи?
Главное, что родители способны подарить своему будущему малышу, — это любовь и внимание.
Второй аспект — развитие органов чувств ребенка.
Наконец, это налаживание контакта с малышом, гармонизация ваших отношений. Не об этом ли мечтают все родители?!
Если вы еще сомневаетесь, вспомните, что воспитание и развитие до рождения имеет длительную историю, хотя научное обоснование получило лишь в последнее время. В Японии, например, в прошлых столетиях беременных женщин помещали в специальные общины, расположенные в красивой местности, где они занимались эстетическим и музыкальным образованием будущего ребенка. В Полинезии практиковали специальные танцы и ритмические движения для беременных женщин. На Руси беременной запрещали смотреть на что-то безобразное, некрасивое, участвовать в похоронах и т. д.
Итак, попробуем!
Первая группа упражнений направлена на то, чтобы установить контакт с ребенком, настроиться на общение. Выполнять их нужно в спокойной обстановке, не спеша, сосредоточившись на своих ощущениях. Доверьтесь своей интуиции и воображению — у беременных они развиты прекрасно. Не нужно выполнять все сразу. Выберите то, что нравится.
— Включите приятную музыку (можно использовать записи звуков природы, пение птиц, шум моря), зажгите свечу, полюбуйтесь ее пламенем.
Расположитесь поудобнее, закройте глаза и немного подышите. Делайте глубокий спокойный вдох и медленный расслабляющий выдох. Представьте, что с каждым вдохом вас наполняет солнечная энергия, свет, покой, любовь, а с каждым выдохом выходит напряжение, обида, раздражение и усталость.
— Прислушайтесь к своему телу, почувствуйте перемены, происходящие в нем, попробуйте представить, как выглядит малыш, что он сейчас делает. Улыбается, сосет пальчик, глотает околоплодные воды или дремлет, а может быть, на него напала икота или он чем-то недоволен? Скажите крохе, как вы его любите и ждете. Постарайтесь успокоить его, если сегодняшний день был нелегким и вам самой пришлось из-за чего-то понервничать.
Расскажите малышу о себе или о папе, словом, поговорите.
— Представьте себе яркий, теплый, согревающий и дающий силу свет (световой шар или облако света). Теперь ощутите, как свет проходит через ваше сердце и направляется к ребенку.
— Расслабьтесь, включите приятную музыку, возьмите лист бумаги и изобразите любой из следующих сюжетов: «Как я представляю своего ребенка сейчас?», «Как мой ребенок представляет меня сейчас?», «Как я представляю себе свои роды?», «Как ребенок представляет себе свое появление на свет?».
Не удивляйтесь, что рисунки будут меняться, как и ваши представления. Такому упражнению полезно посвятить один день в неделю. Работайте не сознанием, а интуицией, расслабьтесь.
— Представьте, что вы идете по летнему лугу, направляетесь к самому красивому цветку. Его бутон закрыт, но раскрывается с вашим приближением. И вот уже видно, что там лежит ваш ребенок. Мысленно возьмите его на руки, рассмотрите крошечные пальчики и, покачав немного, бережно положите обратно, попрощавшись до следующего раза.
— Глубоко вдохните и одновременно крепко сожмите кулак, затем медленно выдохните, направляя воздушную струю в кулак, — и расслабьте руку. Затем сделайте вдох и представьте, как струя воздуха направляется прямо в дно матки. Упражнение можно делать и во время родов, оно помогает расслабить матку, дает ребенку дополнительный кислород.
Музыка, природа, красота
Следующие упражнения развивают, знакомят кроху с прекрасным и подпитывают маму эмоционально.
— Сходите в дельфинарий. У этих животных особое отношение к будущим мамам. Известно, что во время кораблекрушения они приходят на помощь людям, в первую очередь спасая беременную женщину. Есть даже дельфины-акушеры, помощники в родах.
— Сходите в музей или картинную галерею, расскажите крохе, не скрывая эмоций, о том, что вы видите.
— Посмотрите какой-нибудь трогательный фильм.
— Сходите на концерт классической музыки в филармонию или устройте домашний концерт (это может быть опера или всего лишь отрывок). Главное, чтобы вы получили эстетическое удовольствие и расслабились.
— Больше бывайте на природе. Даже оказавшись в парке, можно вообразить, что вы в лесу или в поле -какой там чистый воздух, покой, стрекочут кузнечики, поют птицы, журчит ручей.
— Возьмите кусочек теста или пластилина и слепите из него лепешку. Затем украсьте эту лепешку бусинками, разноцветными ниточками, горошинками и т. д. Полюбуйтесь своим творением.
Слух и речь
Следующие упражнения развивают у крохи слух, чувство ритма и готовят к раннему развитию речи.
Звуки извне могут доходить до ребенка в усиленном виде: он ощущает вибрации звуковых волн, воспринимает их всем телом. За два месяца до рождения малыш начинает различать мужской и женский голоса (считается, что низкие звуки он слышит отчетливее). Огромное влияние на него оказывает мамин голос.
Пойте малышу утром:
Солнышко встало,
В небе засияло,
Нашей малышке
«здравствуй» сказало.
Птички прилетели,
На головку сели,
Нашей малышке
«Здравствуй» пропели!
И на ночь:
Ай, люли-люли-люли,
Прилетели журавли,
Прилетели журавли —
Сказку детке принесли.
Журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота скрип-скрип.
Не будите, у нас детка,
У нас детка спит-спит.
Познакомьте ребенка с разными звуками: позвените колокольчиком, постучите в барабанчик или по кастрюле, пошуршите бумажкой. Звонит ли телефон, работает ли пылесос — непременно расскажите, откуда исходит звук. Дайте крохе послушать музыкальную шкатулку или открытку (приложите к своему животу). Все звуки нужно повторять по несколько раз.
Расскажите крохе стихи:
Придет киска не спеша
И погладит малыша.
«Мяу, мяу, —
скажет киска, —
Наша детка хороша!»
(При этом нужно погладить свой животик.)
— Или:
Мишка косолапый
по лесу идет,
Шишки собирает,
песенки поет.
Шишка отлетела —
Мишке прямо в лоб.
Мишка рассердился
и ногою топ.
(Покачивайтесь, словно мишка, легонько хлопните дважды по животику.)
— Рассказывайте (или читайте) малышу взрослые стихи, при этом отстукивайте ритм по животику. Может быть, есть какое-то любимое стихотворение, которое нравилось вам еще в школе, вспомните его и поделитесь со своим еще не родившимся малышом.
— Потанцуйте под ритмичную музыку. Подыграйте себе, используя трещотки, маракасы или просто палочки. Можно отстукивать ритм мелодии руками.
— Представьте себе, что вы бабочка, — полетайте и покружитесь под медленную музыку.
— Каждый день включайте небольшие музыкальные отрывки («Времена года» Вивальди, «Детский альбом» Чайковского, вальсы Шопена, этюды Моцарта).
Выбирайте то, что вам по душе. Но избегайте слишком драматических музыкальных произведений (о страданиях или смерти). Малыш может проявлять беспокойство, тревожиться, сопереживая, однако не понимая, о чем идет речь.
Оригинал статьи: Наталья Кулакова, к. ф. н., психолог, педагог