Розділ: Суспільство
Райдшеринг: плюсы и минусы
опубліковано - 19 липня 2015
переглядів - 4854
шрифт -
Райдшеринг — это совместные поездки на автомобиле, во время которых участники делят расходы между собой

Райдшеринг — это совместные поездки на автомобиле, во время которых участники делят расходы между собой.
Где появилось это явление и в чем его преимущества?
Карпулинг или райдшеринг?
Что делать, если нужно срочно уехать, но, как назло, ни автобусов, ни поездов в ближайший день нет, самолеты не вылетают, такси дорого, а ловить попутную машину опасно? Или если хочется сэкономить на поездке и заодно завести новые знакомства? В этом случае на помощь придет интернет-сервис по поиску попутчиков.
В русском языке пока нет слова, которое бы точно описывало это понятие. Иногда для этого используют кальки с английского: райдшеринг (от английского ride — «поездка» и share — «делиться») и карпулинг (от английских слов car — «автомобиль» и pool — «объединение»). Несмотря на путаницу в названиях, суть остается одинаковой. Все подобные сервисы — это нечто среднее между вызовом такси и поиском попутки, но с гарантией безопасности и честной оплаты.
Путешественнику они помогают добраться из точки А в точку Б дешевле, чем на общественном транспорте, и при этом с куда большим комфортом. Водителю же — сэкономить на топливе, взяв пассажиров, которые разделят расходы. Отличие от автостопа — в гарантии безопасности и возможности точно рассчитать время.
История вопроса
Впервые идея объединить водителей и пассажиров, которым с ними по пути, возникла в США в 70-х годах прошлого века. Экономический кризис требовал экономии средств. Несколько лет спустя идею подхватили практичные европейцы: частые забастовки водителей автобусов, метро и поездов вынуждали их искать новые способы передвижения.
Но настоящую популярность райдшеринг приобретает в последнее время благодаря развитию мобильных технологий. Приложения, разработанные для смартфонов и планшетов, позволяют не только мгновенно найти автомобиль, но и узнать всю информацию о потенциальных попутчиках.
Преимущества…
Главный плюс райдшеринга — это, конечно, экономия. В зависимости от расстояния и количества попутчиков сэкономить можно до 70% от стоимости проезда на других видах транспорта. К примеру, воспользовавшись сервисом BlaBlaCar, из Ростова-на-Дону до Москвы можно добраться всего за 1200 рублей, в то время как прямой перелет стоит минимум 4 тысячи рублей, а билет на автобус или поезд обойдется от 2 тысяч рублей.
Если вы водитель, то можете разделить с попутчиками стоимость не только бензина, но и парковок, платных автодорог и других дополнительных сборов. Кроме того, если вы уверены в своих пассажирах, можно позволить кому-то из них сменить вас за рулем и отдохнуть. Европейские власти видят в райдшеринге средство спасения от пробок. Ведь чем больше человек едет в машине, тем свободнее дороги. Именно поэтому такие сервисы находят активную поддержку в разных городах.
В США есть даже специальные привилегии для автомобилей, где едет больше двух человек: к примеру, они могут занимать полосы, выделенные для общественного транспорта. Еще один плюс сервисов по поиску попутчиков — удобство оплаты. Благодаря тому, что почти все они имеют свои мобильные приложения, заплатить за поездку можно нажатием пары кнопок. Это спасет, если у вас закончились наличные деньги или вы не успели поменять валюту в новой стране.
Наконец, райдшеринг — это всегда новые полезные знакомства и интересное времяпрепровождение. Тем более что, по сравнению с поездкой автостопом, вы всегда заранее может выбрать попутчиков и оговорить все детали поездки: от того, какую музыку хотите слушать, до того, какие темы стоит обсудить в дороге.
…и недостатки
Аудитория райдшеринг-сервисов — это в основном активные молодые люди. Но, конечно, и среди них можно встретить тех, кто захочет значительно скинуть сумму от заявленной водителем да еще и попросит заехать в какой-нибудь не связанный с маршрутом город. Очень важно «отсеять» таких людей на начальной стадии переговоров.
Кроме того, существуют недобросовестные водители, которые хотят откровенно заработать через подобные сервисы, усаживая к себе в «Ладу» шесть человек и запрашивая при этом хороший ценник. Это некрасиво, да и для пассажиров проехать 1000 км кильками в жестяной банке — не самое приятное путешествие. Еще один минус райдшеринга для водителей состоит в том, что вы несете ответственность за дорогу. Любая задержка, связанная с аварией, может дать повод пассажирам просить о возвращении части стоимости.
Заграничный опыт
Сервисы, которые предлагают совместно делиться расходами тем, кто путешествует на одном автомобиле, очень популярны в Европе. Например, французский BlaBlaCar (blablacar.com) сегодня работает в 19 стран. В Канаде пользуются популярностью Kangaride (kangaride.com) и Allostop (allostop.com), в ОАЭ — Carpool Arabia (carpoolarabia.com), в странах Латинской Америки — Tripda (tripda.com).
В России практически монополистом в этой области считается уже упоминавшийся BlaBlaCar. Сервис запустился в нашей стране чуть больше года назад и быстро получил известность. За первые три месяца число регистраций на сайте превысило 250 тысяч, а сегодня в его базе — больше полумиллиона пользователей. Тем не менее, для BlaBlaCar остается проблемой работа с Крымом, Абхазией, Южной Осетией. Сервис не позволяет прокладывать маршруты в эти регионы.
В США же подобные сервисы не прижились. Среди причин называют низкую по сравнению с Европой стоимость обслуживания машины и небольшие расходы на топливо, что лишает водителей мотивации к сокращению расходов. К тому же американцы меньше склонны доверять незнакомым людям. Несмотря на это, похожие сервисы в стране существуют, но водители в них работают не на себя, а на ту или иную компанию, соответственно, и цены включают не только оплату расходов, но и определенный сервисный сбор.
Кроме того, заказывая поездку в фирмах вроде Lyft (lyft.com) или Sidecar (side.cr), вы сможете передвигаться только в границах города. Фактически это такси, только с 30% скидкой. А вот Ridejoy (ridejoy.com) уже позволяет путешествовать по стране, но за более весомые деньги, нежели в Европе.
С чего начать?
Первый шаг — пройти регистрацию в программе. Сделать это можно на сайте или через мобильное приложение. От вас потребуется вся контактная информация и актуальная фотография. Вообще, найти машину по нужному направлению можно и без регистрации. Но договориться с водителем получится только после заполнения анкеты на сайте. Организаторы настоятельно рекомендуют привязывать к профилю аккаунты во всех социальных сетях, чтобы попутчики и водители были уверены, что вы реальный человек, и могли заранее что-то узнать о вас.
Профили обязательно проходят модерацию и все подозрительные участники отсеиваются. Обычно это происходит из-за несоблюдения правил компании, например, если вы загрузили не свою фотографию или указали не настоящее имя.
Выбор машины и попутчиков
Если вы уже определились с маршрутом, следующий шаг — поиск водителей, которые готовы отправиться в том же направлении. Обычно сервисы позволяют каждому из водителей назначать свои цены за проезд, поэтому часто в одно и то же место можно доехать на последней модели Audi всего за 600 рублей или на стареньком ВАЗ-2106 за 900 рублей. Согласитесь, разница весьма существенная.
При выборе автомобиля руководствуйтесь не только соображениями комфорта, но и рейтингом водителя. Обязательно почитайте отзывы о нем от других пассажиров. Если отзывов нет, изучите странички в социальных сетях, договоритесь о звонке и выясните все возможные вопросы. И пассажир, и водитель обычно указывают в профиле свои предпочтения: отношение к курению, к разговорам в поездке, к перевозке домашних животных, к музыке и т. д. Делая выбор, обращайте на это внимание. Многие девушки, например, предпочитают ездить исключительно в женской компании — поэтому такой востребованной остается услуга женщин-водителей. По статистике, места в автомобилях, где водитель — женщина, заканчиваются быстрее всего, так что, если для вас этот вопрос важен, стоит бронировать их заранее.
Некоторые сервисы в США, например, Ridejoy, предлагают также выбирать попутчиков. Однако на сайте BlaBlaCar такая услуга доступна лишь тем пассажирам, которые накопили достаточно бонусных очков (их начисляют за каждую совершенную поездку).
Оплата проезда
Способ оплаты за проезд зависит от вашей договоренности с водителем. Кто-то выкладывает всю сумму в конце, кто-то дает 50% в начале поездки, а остальное — по ее завершении. Европейские сервисы обычно позволяют провести оплату по карте. Обман выйдет боком обоим участникам сделки: нечестный водитель получит понижение в рейтинге, а сбежавший без оплаты пассажир уже никогда не сможет пользоваться сервисом.
Как правило, цена поездки, а также все специальные условия (курение в салоне, перевозка животных и прочее) всегда указаны в объявлении, которое дает водитель.
За дополнительную плату можно попросить его заехать за вами домой или немного изменить маршрут. В объявлениях также указан максимальный размер багажа, который можно взять с собой, так что, если у вас большой чемодан, проверьте заранее, не придется ли за него доплачивать.
Куда ехать?
Самый простой и очевидный повод, в котором можно воспользоваться сервисом совместных поездок, — это путешествие. Вы не только сможете сэкономить на проезде, но и получите другие бонусы. К примеру, если водителем окажется кто-то из местных, можно узнать у него много полезной информации о городе или стране. Кроме того, на машине вы сможете добраться до мест, куда не ходят поезда и автобусы. Райдшеринг-сервисы помогут также в чрезвычайных ситуациях. Например, если ваш поезд отменили или если местные водители общественного транспорта вышли на забастовку. То же самое касается спонтанных поездок.
Если в последний момент вы решили отправиться в отпуск, а билетов на самолет уже нет, всегда можно найти водителя, который едет в том же направлении. Иногда сервисы по поиску попутчиков могут пригодиться и в поездках по городу. Правда, в этом случае они уступают по удобству и функционалу такси-сервисам вроде Uber, так как большинство водителей, зарегистрированных в том же BlaBlaCar, нацелены прежде всего на поездки на дальние расстояния.
Личный опыт
Денис Суворов, менеджер
«Как-то раз мне нужно было доехать из Ростова-на-Дону в Москву. Когда я начал искать водителей на нужные мне даты, то удивился их количеству. В итоге написал парню и девушке, которые ехали рано утром. Кроме меня пассажиров больше не было. Выяснилось, что мои попутчики ехали на рок-фестиваль «Нашествие», так что всю дорогу мы слушали музыку и много болтали. Мне кажется, такой способ передвижения гораздо лучше простого автостопа.
Да, ты платишь деньги, но, во-первых, заранее знаешь, кто будет твоим попутчиком; во-вторых, договариваешься о времени и не тратишь несколько часов в ожидании машины; и, в-третьих, сам выбираешь, на какой машине поедешь».
Николай Назайкинский, журналист
«Я часто езжу из Москвы на Среднюю Волгу навестить родственников. В зависимости от типа автомобиля стоимость топлива, потраченного на поездку, колеблется от 6 до 10 тысяч рублей — достаточно накладно для одного человека. Поэтому сервисы вроде BlaBlaCar для меня — настоящая находка.
Восточное направление достаточно популярное — много предложений от водителей, но откликаются на них не так бойко, как при маршруте в сторону запада. Например, осенью я ездил в Вильнюс на выходные, и мне просто «порвали» ящик сообщениями. Попутчики, конечно, реально помогают сэкономить. Фактически, трое попутчиков окупают всю поездку, и ты, как водитель, за бензин вообще не платишь».