• Вас встречает новый Освенцим - Украина - Ви завітали до концтабору від назвою новий Освенцім - Україна

Сімейний портал
    • Миронівський форум
    • Супутникові канали
    • Майстер коди супутникових тюнерів
  • Сім'я
    • Невідане
    • Тварини
    • Економіка
    • Політика
    • Події
    • Суспільство
    • Вокруг света
    • Новости
    • Здоровье и медицина
    • Ландшафтный дизайн
    • Технологии
    • Журналы
    • Образование
    • Банкноты стран мира
  • Мужчина
    • Бизнес и Карьера
    • Мастерская
    • Стиль
    • Здоровье
    • Туризм
    • Охота и рыбалка
    • Приколы из жизни
    • Авто
  • Жінка
    • Личная жизнь
    • Красота и здоровье
    • Аэробика и фитнес
    • Дом
    • Кухня
    • Животные
    • Растения
    • Диеты и похудение
    • Дети
    • Дневники
    • Гороскоп
    • Беременность
    • Любовь и секс
  • Підросток
    • Любовь и секс
    • Советы девушкам
    • Советы парням
    • Мода
    • Учёба
    • Игры
    • Обо всём
    • Музыка
    • Кино
  • Дитина
    • Шевченко Тарас Григорович
    • Сказки
    • Игры
    • Одежда
    • Здоровье
    • Воспитание

Розділ: Суспільство

Встречаем Святой вечер согласно народным традициям

опубліковано - 6 січня 2012  переглядів - 17087  шрифт -

По традиции в Святой вечер (его еще называли Богатым) дома должны собраться все члены семьи. Причем к праздничному столу опаздывать нельзя: «будеш весь рiк блукати».


Встречаем Святой вечер согласно народным традициям
В среду, 6 января, когда на небе зажжется первая звезда, православные и грекокатолики соберутся семьями на тихую торжественную трапезу с богатой кутьей и еще 11 постными блюдами, чтобы встретить Святой вечер.

А утром 7 января, когда наступит долгожданное Рождество, будет настоящее веселье с колядками, вертепами, подарками, мясными деликатесами и горячительными напитками, хождением ряженых по дворам, катанием на санках, гаданием на суженого.

По традиции в Святой вечер (его еще называли Богатым) дома должны собраться все члены семьи. Причем к праздничному столу опаздывать нельзя: «будеш весь рiк блукати». Готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и дети. Не зря в народе и по сей день говорят: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в мирi та злагодi».

После полудня 6 января хозяйка, взяв 12 поленьев, разжигала в печи огонь, чтобы приготовить 12 праздничных постных блюд (в честь 12 апостолов). Украшали дом по-особенному. На окна наклеивали праздничные витинанки в виде солнца, звезды и креста, иконы покрывали новыми рушниками. На полы и праздничный стол клали сено — в память о первой колыбели-яслях, куда Дева Мария положила новорожденного Христа. Наши предки верили, что в Сочельник сухая трава приобретает магическую силу. А еще, чтобы повеселить ребятишек, в сено на пол бросали орехи и сладости. Пока мама накрывала стол, малыши забирались под него, искали в сене гостинцы и при этом мычали, ржали и кудахтали, чтобы скотина и птица в хозяйстве были плодовиты.

Кроме сена, под скатертью полагалось разложить обереги: чеснок — «щоб не приступала до хати нечиста сила», зерно — «щоб був добрий урожай», а также деньги — «щоб добробут в хатi тримався i позичати нiчого не доводилося». Согласно древнему обычаю, на стол ставили лишнюю тарелку с ложкой, ведь в канун Рождества на семейную трапезу в дом слетались души умерших родственников. В гости в этот вечер не ходили, но, если в хату просился путник, его принимали с особой теплотой.

Святой вечер начинался с того, что хозяин торжественно заносил в дом и ставил под образами дидух — обвитый цветными лентами сноп пшеницы, ржи или овса, символизирующий плодородие и достаток. Чтобы привлечь в дом деньги, в дидух вставляли головки мака. Позже дидух заменила елка, которую украшали к Рождеству плетеными из соломы колокольчиками, ангелами и звездочками.

Встречаем Святой вечер согласно народным традициям



Ужинать садились, как только на небе появлялась первая звезда, а до этого момента православные ничего не ели. Глава семьи набирал ложкой кутью, читал «Отче наш», поздравлял семью с праздником и… подбрасывал кутью к потолку, чтобы посмотреть, сколько к нему приклеится зернышек. Чем их больше, тем богаче будет урожай. Передавая домочадцам миску с кутьей, хозяин приглашал на ужин «божi та грiшнi душi, щоб вони на тiм свiтi так вечеряли, як родина тут».

Вообще, к кутье было особое отношение, ведь зерно в ритуальном блюде символизирует воскресение из небытия, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) кутья занимала на столе почетное место.

Помимо кутьи, в Святой вечер подавали еще 11 постных блюд. Мясных и молочных продуктов в меню не было, ведь еще длился пост. Зато пекли символизировавшие богатство и достаток пирожки — с капустой, грибами, фасолью, маком. Также лепили вареники с вишнями, яблоками, сливами, грушами. Обязательно ставили на стол глиняный кувшин с узваром — компотом из сухофруктов. Готовили рыбные блюда: холодец, юшку, жаркое. Делали салаты из свеклы, редьки, капусты и грибов.

Во время трапезы не разрешалось громко разговаривать и тем более ссориться: «буде у родинi колотнеча цiлий рiк».

Накануне Крещения, как и перед Рождеством, соблюдали строгий пост и готовили кутью

По погоде в праздничный вечер судили о том, какими будут весна и лето: «Зелене Рiздво — бiлий Великдень», «Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим».

Со Святого вечера приступали к колядованию. Причем не только парубки, но и женатые люди и даже старики. Сначала колядовали у себя дома, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.

На следующий день — то есть на Рождество — начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). С этого дня до Сретения (15 февраля) принято приветствовать друг друга словами: «Христос народився!» На что положено отвечать: «Славiмо його!» Утром 7 января вся семья чинно отправлялась в церковь на литургию. Потом, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять крестных родителей и пожилых родственников. Дети, зайдя в дом, говорили: «Прислали батько й мати вечерю, а я принiс!» Родные отвечали: «Щоб ти здоровим рiс!» Малыши пели колядки, за которые их одаривали сладостями. Радушные хозяева приглашали родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться.

С наступлением сумерек молодежь отправлялась колядовать. Парубки и девчата облачались в костюмы волхвов, ангелов, пастухов, смерти, казаков, ходили по дворам и устраивали рождественские представления — вертепы. Считалось, что первым в дом должен войти парень. Поэтому девушки оставались на подворье и пели особые величальные песни хозяину, хозяйке, их сыновьям и дочерям. А мужская половина колядующей ватаги заходила в хаты. За представления ряженым бросали в мешки пироги, конфеты, пряники, колбасы и мелкие деньги.

На следующий день после Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот день замужние женщины веселились от души. Разодетые в лучшие белые вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг. Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!» С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками. Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать разную снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходiм викупим, треба на чимсь прясти». В корчме покупали еще оковиту и возвращались в хату, где веселились иногда и всю ночь.

А еще на Святки принято выбирать невест. Все начиналось с забавного и при этом очень церемонного визита ряженых в дом девушки. Этот обряд называется Меланка. Все роли, включая роль Меланки, исполняли парубки. Вместе с музыкантами ряженые приходили к дому и пели величальные песни о девушке и ее родителях.

Весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю) — день святого Василия Великого. Вечером в доме зажигали свечи, над входной дверью вешали фонарь: «щоб нiчия зiрка не впала цiї∙ ночi», и ждали гостей, которые споют щедрiвки и пожелают счастья и добра на весь год. Рано утром по домам ходили мальчики 7-14 лет и засевали со словами: «Сiйся-родися, жито-пшениця й усiляка пашниця! Рости рясно, роди красно, щедра вiд Бога, велика вiд людей!» Зерно, которое разбросали в хате, хозяйка выносила после всех праздников и рассыпала в саду под деревьями — «на багатство».

А еще на Новый год девчата гадали на суженого. Например, вывешивали за окном ключи: если в полночь зазвенят, значит, скоро кто-то девушку замуж позовет. Прислушивались, откуда доносится лай собак, ведь с той стороны должны сваты приехать. Умывшись перед сном, лицо не вытирали, а полотенце клали под голову. Парубок, который придет во сне и подаст полотенце, и есть жених.

Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься, соблюдали строгий пост, готовили кутью. Обязательно ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Так называемую иорданскую воду несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею дом, хлев, колодец. С этой воды начинали трапезу.

ЖАРКОЕ ИЗ РЫБЫ



Для приготовления понадобится: 500 граммов рыбы, 200 граммов картофеля, 50 граммов моркови, 50 граммов лука, 200 граммов бульона, 50 граммов муки, 100 граммов томатной пасты, соль и перец — по вкусу.
Рыбное филе порезать, посолить, поперчить, обвалять в муке и обжарить. Затем сложить рыбу в глиняный горшочек, сверху положить нарезанную кружочками картошку, залить соусом и тушить до готовности.
Приготовление соуса: поджарить морковь и лук, добавить рыбный бульон и томатную пасту.

ИНДЕЙКА, ФАРШИРОВАННАЯ РИСОМ



Для приготовления потребуется: на килограмм индейки — 60 граммов риса, 1 яйцо, 2 столовые ложки сливочного масла.
Индейку выпотрошить и промыть. Нафаршировать вареным рисом, смешанным с промытым изюмом, сырым яйцом и сливочным маслом, посолить, положить в сотейник или на противень, полить маслом и поставить в духовку. Запекать, поливая каждые десять минут соком и жиром, который выделяется при приготовлении.

В среду, 6  января, когда на небе зажжется первая звезда, православные и грекокатолики соберутся семьями на тихую торжественную трапезу с богатой кутьей и еще 11 постными блюдами, чтобы встретить Святой вечер.

А утром 7 января, когда наступит долгожданное Рождество, будет настоящее веселье с колядками, вертепами, подарками, мясными деликатесами и горячительными напитками, хождением ряженых по дворам, катанием на санках, гаданием на суженого.

По традиции в Святой вечер (его еще называли Богатым) дома должны собраться все члены семьи. Причем к праздничному столу опаздывать нельзя: «будеш весь рiк блукати». Готовились к торжеству тоже все вместе, по дому хлопотали и старики, и дети. Не зря в народе и по сей день говорят: «Хто всiм гуртом клопоче перед Рiздвом, той весь наступний рiк проживе в мирi та злагодi».

После полудня 6 января хозяйка, взяв 12 поленьев, разжигала в печи огонь, чтобы приготовить 12 праздничных постных блюд (в честь 12 апостолов). Украшали дом по-особенному. На окна наклеивали праздничные витинанки в виде солнца, звезды и креста, иконы покрывали новыми рушниками. На полы и праздничный стол клали сено — в память о первой колыбели-яслях, куда Дева Мария положила новорожденного Христа. Наши предки верили, что в Сочельник сухая трава приобретает магическую силу. А еще, чтобы повеселить ребятишек, в сено на пол бросали орехи и сладости. Пока мама накрывала стол, малыши забирались под него, искали в сене гостинцы и при этом мычали, ржали и кудахтали, чтобы скотина и птица в хозяйстве были плодовиты.

Кроме сена, под скатертью полагалось разложить обереги: чеснок — «щоб не приступала до хати нечиста сила», зерно — «щоб був добрий урожай», а также деньги — «щоб добробут в хатi тримався i позичати нiчого не доводилося». Согласно древнему обычаю, на стол ставили лишнюю тарелку с ложкой, ведь в канун Рождества на семейную трапезу в дом слетались души умерших родственников. В гости в этот вечер не ходили, но, если в хату просился путник, его принимали с особой теплотой.

Святой вечер начинался с того, что хозяин торжественно заносил в дом и ставил под образами дидух — обвитый цветными лентами сноп пшеницы, ржи или овса, символизирующий плодородие и достаток. Чтобы привлечь в дом деньги, в дидух вставляли головки мака. Позже дидух заменила елка, которую украшали к Рождеству плетеными из соломы колокольчиками, ангелами и звездочками.

Ужинать садились, как только на небе появлялась первая звезда, а до этого момента православные ничего не ели. Глава семьи набирал ложкой кутью, читал «Отче наш», поздравлял семью с праздником и… подбрасывал кутью к потолку, чтобы посмотреть, сколько к нему приклеится зернышек. Чем их больше, тем богаче будет урожай. Передавая домочадцам миску с кутьей, хозяин приглашал на ужин «божi та грiшнi душi, щоб вони на тiм свiтi так вечеряли, як родина тут».

Вообще, к кутье было особое отношение, ведь зерно в ритуальном блюде символизирует воскресение из небытия, мак — достаток, а орехи с изюмом — долголетие и процветание. Поэтому на протяжении всех праздников вплоть до Крещения (19 января) кутья занимала на столе почетное место.

Помимо кутьи, в Святой вечер подавали еще 11 постных блюд. Мясных и молочных продуктов в меню не было, ведь еще длился пост. Зато пекли символизировавшие богатство и достаток пирожки — с капустой, грибами, фасолью, маком. Также лепили вареники с вишнями, яблоками, сливами, грушами. Обязательно ставили на стол глиняный кувшин с узваром — компотом из сухофруктов. Готовили рыбные блюда: холодец, юшку, жаркое. Делали салаты из свеклы, редьки, капусты и грибов.

Во время трапезы не разрешалось громко разговаривать и тем более ссориться: «буде у родинi колотнеча цiлий рiк».

Накануне Крещения, как и перед Рождеством, соблюдали строгий пост и готовили кутью

По погоде в праздничный вечер судили о том, какими будут весна и лето: «Зелене Рiздво — бiлий Великдень», «Якщо на Багату кутю iнiй або снiг, то лiто буде мокрим».

Со Святого вечера приступали к колядованию. Причем не только парубки, но и женатые люди и даже старики. Сначала колядовали у себя дома, а потом отправлялись к кумовьям и родичам.

На следующий день — то есть на Рождество — начиналось настоящее веселье, длившееся до Крещения (19 января). С этого дня до Сретения (15 февраля) принято приветствовать друг друга словами: «Христос народився!» На что положено отвечать: «Славiмо його!» Утром 7 января вся семья чинно отправлялась в церковь на литургию. Потом, взяв кутью и пирожки, шли поздравлять крестных родителей и пожилых родственников. Дети, зайдя в дом, говорили: «Прислали батько й мати вечерю, а я принiс!» Родные отвечали: «Щоб ти здоровим рiс!» Малыши пели колядки, за которые их одаривали сладостями. Радушные хозяева приглашали родню и кумовьев за рождественский стол, чтобы всем вместе разговеться.

С наступлением сумерек молодежь отправлялась колядовать. Парубки и девчата облачались в костюмы волхвов, ангелов, пастухов, смерти, казаков, ходили по дворам и устраивали рождественские представления — вертепы. Считалось, что первым в дом должен войти парень. Поэтому девушки оставались на подворье и пели особые величальные песни хозяину, хозяйке, их сыновьям и дочерям. А мужская половина колядующей ватаги заходила в хаты. За представления ряженым бросали в мешки пироги, конфеты, пряники, колбасы и мелкие деньги.

На следующий день после Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы. В этот день замужние женщины веселились от души. Разодетые в лучшие белые вышиванки, они собирались в доме у одной из подруг. Хозяйка вносила в комнату гребень от прялки, ставила его в углу и говорила: «Господи, благослови нам цей гребiнь окрасити! Дай Боже, щоб радiсно прялося i щоб веселилося!» С такими пожеланиями женщины украшали гребень, как девушку: калиной, лентами и сухими васильками. Потом выпивали и закусывали, после чего с песнями отправлялись в шинок, где закладывали гребень хозяину, а сами шли колядовать и собирать разную снедь для застолья. Набрав вдоволь сала, колбасы и пирогов, хмельные женщины возвращались за гребнем в шинок, приговаривая: «Ходiм викупим, треба на чимсь прясти». В корчме покупали еще оковиту и возвращались в хату, где веселились иногда и всю ночь.

А еще на Святки принято выбирать невест. Все начиналось с забавного и при этом очень церемонного визита ряженых в дом девушки. Этот обряд называется Меланка. Все роли, включая роль Меланки, исполняли парубки. Вместе с музыкантами ряженые приходили к дому и пели величальные песни о девушке и ее родителях.

Весело наши предки отмечали и Новый год (14 января по новому стилю) — день святого Василия Великого. Вечером в доме зажигали свечи, над входной дверью вешали фонарь: «щоб нiчия зiрка не впала цiї∙ ночi», и ждали гостей, которые споют щедрiвки и пожелают счастья и добра на весь год. Рано утром по домам ходили мальчики 7-14 лет и засевали со словами: «Сiйся-родися, жито-пшениця й усiляка пашниця! Рости рясно, роди красно, щедра вiд Бога, велика вiд людей!» Зерно, которое разбросали в хате, хозяйка выносила после всех праздников и рассыпала в саду под деревьями — «на багатство».

А еще на Новый год девчата гадали на суженого. Например, вывешивали за окном ключи: если в полночь зазвенят, значит, скоро кто-то девушку замуж позовет. Прислушивались, откуда доносится лай собак, ведь с той стороны должны сваты приехать. Умывшись перед сном, лицо не вытирали, а полотенце клали под голову. Парубок, который придет во сне и подаст полотенце, и есть жених.

Рождественские гулянья заканчивались праздником Богоявления, известным в народе как Крещение (Иордан). Накануне, в крещенский Святой вечер, как и перед Рождеством, домашними делами старались не заниматься, соблюдали строгий пост, готовили кутью. Обязательно ходили в церковь на вечернюю службу, после которой освящали воду. Так называемую иорданскую воду несли домой в глиняном кувшине, окропляли ею дом, хлев, колодец. С этой воды начинали трапезу.

ЖАРКОЕ ИЗ РЫБЫ



Для приготовления понадобится: 500 граммов рыбы, 200 граммов картофеля, 50 граммов моркови, 50 граммов лука, 200 граммов бульона, 50 граммов муки, 100 граммов томатной пасты, соль и перец — по вкусу.
Рыбное филе порезать, посолить, поперчить, обвалять в муке и обжарить. Затем сложить рыбу в глиняный горшочек, сверху положить нарезанную кружочками картошку, залить соусом и тушить до готовности.
Приготовление соуса: поджарить морковь и лук, добавить рыбный бульон и томатную пасту.

ИНДЕЙКА, ФАРШИРОВАННАЯ РИСОМ



Для приготовления потребуется: на килограмм индейки — 60 граммов риса, 1 яйцо, 2 столовые ложки сливочного масла.
Индейку выпотрошить и промыть. Нафаршировать вареным рисом, смешанным с промытым изюмом, сырым яйцом и сливочным маслом, посолить, положить в сотейник или на противень, полить маслом и поставить в духовку. Запекать, поливая каждые десять минут соком и жиром, который выделяется при приготовлении.




Теги: зима, поздравления, праздник
Знайшли орфографічну помилку? Виділіть її мишкою та нажміть Ctrl+Enter

Коментувати



Статті:

На сайті:

  • Нове
  • Популярне
  • Коменти
  • Студенти факультетів загальнотехнічних дисциплін ЗТД, фізико-математичного та філологічного — педагогічного інституту імені Максима Горького — поїздка студентського загону в радгосп міста Бориспіль — 1989 рік #2

    Студенти факультетів загальнотехнічних дисциплін ЗТД, фізико-математичного та філологічного — педагогічного інституту імені Максима Горького — поїздка студентського загону в радгосп міста Бориспіль — 1989 рік #2

  • Студенти факультетів загальнотехнічних дисциплін ЗТД, фізико-математичного та філологічного — педагогічного інституту імені Максима Горького — поїздка студентського загону в радгосп міста Бориспіль — 1989 рік

    Студенти факультетів загальнотехнічних дисциплін ЗТД, фізико-математичного та філологічного — педагогічного інституту імені Максима Горького — поїздка студентського загону в радгосп міста Бориспіль — 1989 рік

  • 1 Фунт (1958) Гана (Ghana) Африка

    1 Фунт (1958) Гана (Ghana) Африка

  • Група Підготовчого відділення факультету ЗТД педагогічного інституту імені Максима Горького — 1988 рік #17

    Група Підготовчого відділення факультету ЗТД педагогічного інституту імені Максима Горького — 1988 рік #17

  • 100 Даласи (2006) Гамбия (Gambia) Африка

    100 Даласи (2006) Гамбия (Gambia) Африка

  • Что такое секта?

    Что такое секта?

  • Арки и перголы. Стильные элементы садового дизайна

    Арки и перголы. Стильные элементы садового дизайна

  • Почему и как изменяют жены

    Почему и как изменяют жены

  • Статице. Выращивание

    Статице. Выращивание

  • Будущая мама на работе. Как выжить в офисе?

    Будущая мама на работе. Как выжить в офисе?

  • Справки с доставкой от алкоголизма

    Справки с доставкой от алкоголизма

  • Украина – ГУЛАГ, а украинцы – его УЗНИКИ (Андрей Ваджра)

    Украина – ГУЛАГ, а украинцы – его УЗНИКИ (Андрей Ваджра)

  • Как уберечься от молочницы

    Как уберечься от молочницы

  • Чарівність і краса в зимову пору

    Чарівність і краса в зимову пору

  • Рецепт Пасхи – пасхальные куличи

    Рецепт Пасхи – пасхальные куличи

  • Семья
  • Животные
  • Экономика
  • Политика
  • Происшествия
  • Общество
  • Вокруг света
  • Новости
  • Здоровье и медицина
  • Ландшафтный дизайн
  • Технологии
  • Журналы
  • Образование
  • Банкноты стран мира
  • Мужчина
  • Бизнес и Карьера
  • Мастерская
  • Стиль
  • Здоровье
  • Туризм
  • Охота и рыбалка
  • Приколы из жизни
  • Авто
  • Женщина
  • Личная жизнь
  • Красота и здоровье
  • Аэробика и фитнес
  • Дом
  • Кухня
  • Животные
  • Растения
  • Диеты и похудение
  • Дети
  • Дневники
  • Гороскоп
  • Беременность
  • Любовь и секс
  • Подросток
  • Любовь и секс
  • Советы девушкам
  • Советы парням
  • Мода
  • Учёба
  • Игры
  • Обо всём
  • Музыка
  • Кино
  • Ребёнок
  • Шевченко Тарас Григорович
  • Сказки
  • Игры
  • Одежда
  • Здоровье
  • Воспитание
  • Справка
  • Розклад поїздів
  • Коди міст України
  • Коди міст СНД
  • Церковний словничок
  • Позначення валют
  • Автомобільні номери
  • Розшифровка кодів (Е)
  • Штрих-коди
  • Одиниці вимірів
  • Розміри одягу та взуття
  • Довідка про доходи
  • Довідка про зарплату
  • Мед.документи
  • Довідник бухгалтера
  • Нотар.договора

Головна © 2011 | Написати нам


17 - 0.18601

Система Orphus