Розділ: Беременность
Без пустышки?!
опубліковано - 4 грудня 2011
переглядів - 12751
шрифт -
Когда появился на свет мой первый внук — Сашок, я категорично заявила, что не потерплю у него во рту пустышку!

— Конечно, — скажут некоторые мамы и папы, — легко рассуждать со стороны!
А если ребенок день и ночь плачет? Тогда пустышка — единственное средство получить кратковременное затишье!
Не стану спорить! Лучше расскажу, как в нашей семье обходились без этого изделия.
Первый блин — не комом!
Когда появился на свет мой первый внук — Сашок, я категорично заявила, что не потерплю у него во рту пустышку! Как ни странно, молодые родители меня поддержали. А вот родственники юной мамочки были все, как один, ЗА соску. Они начали уверять, что без нее дитя будет нервным и не даст никому покоя.
Но мои сторонники были в большинстве и проявили твердость. Конечно, пустышка была все-таки приобретена! Она лежала на полочке на всякий случай, как стратегический запас семьи… Я ее даже в руки не брала, а вот «те» бабушки время от времени пытались засунуть «кляп» в рот плачущего младенца. Но он, повидимому, был на моей стороне и всеми своими крошечными силами выталкивал чужеродный предмет изо рта. Безоговорочный приоритет у Сашеньки с первых же дней получила только мамина грудь.
Возле нее кроха затихал и был безмерно счастлив. Это прямо читалось на его личике. Надо сказать, что счастье (материнское молоко) внук получал по требованию. Первые 4 месяца он питался исключительно им. Потребность в пустышке практически не возникала. А вот сверстники внука, находящиеся на искусственном вскармливании, без пустышки обойтись не могли. Все промежутки времени между кормлениями они только и делали, что сосали свое «успокоительное». Их мамы искренно удивлялись: «Как это Сашенька даже на улице, в мороз, спит без соски?!» Для них это был нонсенс!
«Я все-таки плачу!»
Сашок в моменты бодрствования был активен, любознателен и энергичен. В 2 месяца он умел переворачиваться на живот, хватать подвешенные над кроваткой игрушки, ударять по ним ручками и ножками, улыбаться, гулить. Плакал малыш мало, но громко. Крик возникал по трем причинам. Первая — голод. Плач безоговорочно требовательный. Вторая — отсутствие внимания. Характер плача обиженный.
Личико Саши в этот момент приобретало оскорбленное выражение: «Почему меня все бросили?» Третья — боли в животике. Плач надрывно-страдательный. Карапуз зажмуривал глазки, личико его краснело, ножки поджимались к животику: «Больно!» От всех этих бед было одно средство: контакт с мамой. Но и другие члены семьи старались помочь! Кто пел, кто гремел погремушкой, кто поил водичкой, кто качал на руках. И малыш затихал…
Пиявочка
В 4 месяца Сашенька любил лежать на животике, опираясь на руки. Он с интересом наблюдал за окружающими и пытался дотянуться до лежащих рядом игрушек. В это же время он начал «петь», подражая модуляциям маминого голоса. Она пропоет что-нибудь бесхитростное тихим голосом. Сашок вслушивается, тянется к ней, а потом и сам заводит «песню». Тогда же он научился «жаловаться» на свои проблемы.
Сделает страдальческое лицо и начинает тоненько гулить, жаловаться. Так забавно! Особенно чутко ловила эти «стоны души» мамочка. Она понимала их и могла моментально устранить причину сыновнего неудовольствия: будь то мокрый подгузник, желание спать или потребность в общении. О пустышке мы уже почти забыли. Но сосательный рефлекс брал свое.
Первые 6 месяцев малыш спал в родительской постели. Мамочка продолжала кормить его по требованию и ночью. Иногда, во сне, Сашенька мог присосаться к родительской руке, плечу, шее — словом, ко всему, что оказалось рядом с его ротиком. Периодически то мама, то папа просыпались и обнаруживали синяки в самых неподходящих местах. За все эти проделки родители ласково называли сыночка пиявочкой.
Зубастик
В 6 месяцев у Сашеньки прорезались 2 первых резца. Слюни текли ручьем! В рот тянулось все: прорезыватели, игрушки, собственные кулачки. Тогда же малыш начал сам садиться. Он уже мог себя занять: с удовольствием тряс погремушкой, бросал мячик, выкидывал из манежа игрушки. Но больше всего ему нравилось общение. Взрослые без устали развлекали кроху. С ним разговаривали, ему пели песни, говорили потешки. Малыш и сам был не прочь «поболтать»: «Аы-ы…», «Ди-и-и…», «Дя..!».
Кроха с удовольствием фыркал губами, причмокивал языком, дразнился им, заливисто смеялся и строил уморительные рожицы. Все мы (и противники, и сторонники соски) понимали, что с пустышкой во рту подобные действия малыш проделать не смог бы.
Невестка как-то призналась: «Не могу себе представить Сашеньку с пустышкой во рту!» Ради эксперимента ее дали в руки крохе. Тот серьезно стал рассматривать новую «игрушку». Потянул за кольцо, за нагубник, попробовал грызть. Потом прикусил резиновый сосок и с силой потянул ручкой за кольцо, пытаясь растянуть резину. Мысль использовать пустышку по прямому назначению даже не пришла ему в голову!
Брыньди, брыньди
В 7 месяцев наш малыш вовсю играл в ладушки. Когда взрослые подставляли ладони, с удовольствием хлопал и по ним. Еще он научился пальчиками играть на губках: «брыньди-брыньди». В качестве инструмента порой использовались и наши губы. А когда взрослые надували щеки, кроха весело хлопал ладошками по «шарикам». Пытался он надуть и свои щечки. Автомобиль для Сашеньки — привычное средство передвижения. Стоило только спросить: «Поедем на машине?», как Саша начинал губами и языком «заводить мотор». Моей радости не было предела!
Как логопед, я прекрасно понимала, что все эти звукоподражания и игры — отличная речевая тренировка. Свое неудовольствие малыш мог уже высказать «словами». Как-то бабушка надевала на него комбинезон (а одеваться кроха ох как не любил!), и Саша в перерывах между ревом отчетливо произнес: «Иди!» «Куда?» — опешила бабушка. «Иди!» — повторил внук. Потом так и повелось: если что-то не нравится, он отчетливо произносит это слово, выражая свой протест. Так же внятно малыш мог произнести лепетное слово «Дя!», когда хотел что-то заполучить или до чего-то добраться.
«Алле, алле!»
В 8 месяцев Сашенька впервые оказался на море. Солнце, воздух, море пошли малышу на пользу. Он с удовольствием плескался в надувном бассейне, бил по воде ручками и ножками. Что он только не делал с прибрежной галькой! Бросал, стучал, складывал камешки в кучку, строил башенку. Крохе нравилось, когда прогретыми окатышами проводили по его ладошкам, стопам. Гальку он пытался схватить даже пальчиками ног. Прекрасная тренировка!
На юге малыш выучил еще несколько слов. Мобильник для него стал к тому времени привычным атрибутом жизни. Он знал, что из этих коробочек иногда можно услышать голоса близких. Стоило нам сказать заветные слова: «Алле, алле!», как ребенок радостно хватал трубку и подносил ее к уху. То же происходило, когда телефон звонил. Он с умным видом тыкал пальчиками в кнопочки телефона, лепетал, пытался сам произнести «Алле!». Еще малыш выучил междометие «ай-айай!».
И произносил его довольно часто: когда мама затягивала с кормлением или когда он сам набедокурит. На юге у Сашеньки начали прорезываться еще 4 верхних зубика. Он стал с удвоенной энергией тянуть все в рот. Несколько раз в качестве прорезывателя малыш попытался использовать мамину грудь и больно ее кусал. Мамочка старалась словами урезонить сына: «Мне больно!» Не помогло. Тогда, после очередного укуса, кормление было прекращено без комментария. Тут же послышался громкий рев. Малыш лишился любимого источника питания и был раздосадован. Несколько таких воспитательных моментов, и Сашенька понял: маму кусать нельзя!
Конечно, малыш получал не только грудное молоко, но и разные смеси, пюре, кефирчик, соки. Давали ему и кусочки хлеба, персика, груши, сливы. Сашок легко расправлялся с этими продуктами. Процесс жевания — также прекрасная тренировка для органов артикуляции.
Любимец женщин
Сашок был постоянно в центре внимания. Всем хотелось подержать его на руках, чмокнуть. «Сашенька, дай ручку поцелую», — говорила бабушка. 8-месячный малыш протягивал пухлую ручку. «А я носик поцелую!» — говорила мамочка. И сын зажмуривал глазки, подставляя свой носишко. «А теперь Саша маму поцелует!» Кроха с радостью выполнял и эту просьбу. Скажите, малыш с пустышкой во рту может выполнить такое задание? То-то же!
Сашенька любит общаться и с детьми. Предпочтение отдается девочкам. С ними он всегда вел себя как джентльмен: протягивал игрушки, норовил поцеловать. Если приятельница была почти ровесница и умела лепетать, между малышами происходил забавный «разговор». При этом улыбка не сходила с лиц обоих.
С мальчиками разборки бывали жесткими: стянуть шапку, ухватить за руку. И ласковых ноток в голосе Сашка уже не наблюдалось, лепетный разговор был сугубо «мужским»! Вот так, без пустышки, мы прошли самый трудный и ответственный период. Вся «лишняя» энергия Сашеньки была направлена не на монотонное сосание соски, а на активное развитие жизненно важных процессов познания.
Оригинал статьи:
Елена Германовна Карельская, логопед высшей категории